Жуковский округ
Официальный сайт Жуковского муниципального округа Брянской области

Опека и попечительство

Полномочиями органов опеки и попечительства на территории Жуковского муниципального округа наделен:

Сектор семьи, охраны материнства и детства

+7 48334 3-23-61

Брянская область, г. Жуковка, ул. Октябрьская, д.1, кабинеты 303, 305

opeka.zhu2@yandex.ru

График работы

пн-чт 8:30–17:45, пт 8:30–16:30, перерыв 13:00–14:00

Руководитель

Шитикова Карина Александровна
Начальник отдела

В соответствии с Законом Брянской области от 11.01.2008 №1-З «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Брянской области» сектором семьи, охраны материнства и детства администрации Жуковского муниципального округа Брянской области осуществляется в пределах своих полномочий в отношении несовершеннолетних граждан:

1) осуществляют выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних, а также сохранность их имущества;

3) проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей;

4) обеспечивают устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью, на другие формы устройства, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Брянской области), а при отсутствии такой возможности - на полное государственное обеспечение в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, обеспечивают последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования;

5) ведут учет граждан Российской Федерации, желающих усыновить ребенка (детей), установить опеку над ребенком, взять на воспитание в приемную семью;

6) обеспечивают разработку и реализацию программы подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;

7) выдают заключение лицам, желающим усыновить (удочерить) ребенка (детей), об их возможности быть усыновителями;

8) осуществляют подбор лиц, желающих принять ребенка (детей) под опеку (попечительство), либо принять ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством и способных к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), выдают заключение об их возможности быть опекуном (попечителем), принимают решение о назначении опекуна, попечителя и освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством;

8.1) информируют граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказывают содействие в подготовке таких документов;)

8.2) оказывают помощь опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;

9) осуществляют функции опекуна (попечителя) несовершеннолетних в порядке и в случаях, установленных законодательством;

10) ведут учет усыновленных (удочеренных), опекаемых детей, детей, переданных на воспитание в приемную семью;

11) проводят обследование условий жизни ребенка (детей), а также лица (лиц), претендующего на его воспитание, представляют заключения в суд по спорам, связанным с воспитанием ребенка (детей), разрешают спорные вопросы между родителями (иными законными представителями) и родственниками о воспитании ребенка (детей);

12) осуществляют немедленное отобрание ребенка (детей) у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка (детей);

13) осуществляют контроль за деятельностью опекунов и попечителей, приемных родителей, оказывают им необходимую помощь в организации воспитания, обучения, медицинского обслуживания, отдыха и занятости подопечных детей;

14) в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

15) дают предварительное разрешение родителям (иным законным представителям), управляющим имуществом несовершеннолетних, на расходование доходов несовершеннолетнего, в том числе доходов, причитающихся несовершеннолетнему от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно;

16) осуществляют контроль за действиями опекунов и попечителей, управляющих имуществом подопечных;

17) дают разрешение опекунам совершать, а попечителям - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдачи его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из его долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества;

18) принимают меры по защите жилищных прав подопечных, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;

19) назначают и выплачивают денежные средства на содержание и проезд ребенка, находящегося под опекой или попечительством, в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами Брянской области;

20) принимают решение о возможности раздельного проживания попечителя с несовершеннолетними подопечными, принимают решение или готовят заключение в суд о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

21) дают согласие на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством;

22) дают согласие на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания;

23) обращаются в суд с исками о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным, об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, об отмене усыновления и другими исками и заявлениями о защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

24) дают заключения и участвуют в судебных заседаниях по данным вопросам в случаях, предусмотренных законодательством;

25) участвуют в исполнении судебных решений о передаче или отобрании детей в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;

26) осуществляют защиту прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывают содействие в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

27) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования; 28) осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;

29) дают разрешение на изменение фамилии и имени несовершеннолетним;

30) дают письменное разрешение на выезд несовершеннолетних подопечных за границу;

31) организуют работу по профилактике социального сиротства;

32) в пределах своей компетенции дают указания, обязательные к исполнению образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, находящимися в ведении органов местного самоуправления, исполнительных органов государственной власти Брянской области;

33) в пределах своей компетенции рассматривают предложения, заявления и жалобы по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству и принимают по ним необходимые меры;

33.1) осуществляют подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами и попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

34) осуществляют иные полномочия в сфере организации и деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Брянской области.

Сектор семьи, охраны материнства и детства администрации Жуковского муниципального округа Брянской области осуществляются полномочия в отношении граждан (признанных судом недееспособными граждан, граждан, ограниченных судом в дееспособности, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности):

1) осуществляют выявление и учет совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в установлении над ними попечительства;

2) проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни гражданина, нуждающегося в опеке или попечительстве;

3) устанавливают и отменяют, в соответствии с действующим законодательством, опеку и попечительство над гражданами, проживающими на территории муниципального образования;

4) назначают, освобождают и отстраняют опекуна и попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях, предусмотренных действующим законодательством, осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей;)

5) подтверждают полномочия опекунов (попечителей) над имуществом граждан в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а также заключают договор о доверительном управлении имуществом подопечного;

6) избирают форму и осуществляют устройство недееспособных граждан и осуществляют контроль за условиями их проживания;

7) оказывают необходимую помощь для установления опеки над совершеннолетними недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами, попечительство - над дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и выполнять свои обязанности;

8) осуществляют функции опекуна (попечителя) для лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), в порядке и в случаях, установленных законодательством;

9) ведут учет граждан, в отношении которых установлена опека (попечительство в форме патронажа);

10) осуществляют контроль за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им необходимую помощь в организации содержания, медицинского обслуживания, отдыха и занятости подопечных;

11) в установленном законом порядке устанавливают защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без необходимой помощи;

12) дают предварительное разрешение на расходование доходов подопечного, в том числе причитающихся от управления имуществом подопечного, за исключением доходов, которыми опекаемый вправе распоряжаться самостоятельно;

13) дают предварительное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;

14) принимают решение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;

15) прекращают патронаж по требованию гражданина, находящегося под патронажем;

16) участвуют в судах при рассмотрении дел о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства или ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, о признании подопечного дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании недействительным брака, заключенного с лицом, признанным недееспособным;

17) осуществляют защиту прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве, оказывают содействие в защите прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве;

18) в пределах своей компетенции дают указания, обязательные к исполнению образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, находящимися в ведении органов местного самоуправления, исполнительных органов государственной власти Брянской области;

19) в пределах своей компетенции рассматривают предложения, заявления и жалобы по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству и принимают по ним необходимые меры;

19.1) осуществляют подбор, учет и подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

20) осуществляют иные полномочия в сфере организации и деятельности по опеке и попечительству, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Брянской области.

Задачи органов опеки и попечительства в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N48-ФЗ:

  1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:
  • защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
  • надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  • контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  1. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Усыновление или удочерение

Усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Опека (до 14 лет) и попечительство (с 14 до 18 лет)

Опека (до 14 лет) и попечительство (с 14 до 18 лет) устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Опекун становится законным представителем ребенка и получает ежемесячное пособие на его содержание, контролирует сохранение и использование его имущества. Ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество, право на получение жилплощади, социальные льготы. Органы опеки контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка. Эта форма подходит для семей, где воспитание детей берут на себя бабушки, дедушки или другие родственники.

Приемная семья

Приемная семья подразумевает устройство детей на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органом опеки и приемными родителями. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Родители получают пособие на содержание ребенка и льготы для семьи. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. Органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка, а также за расходованием средств.

Временная передача детей в семьи

Организации, в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать 1 месяца. Эта форма предназначена для воспитания и гармоничного развития детей и зачастую используется как переходная будущими опекунами или приемными родителями.

Формы семейного устройства

Основные понятия:
  • опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
  • попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • патронаж - форма попечительства в отношении совершеннолетних дееспособных граждан по их просьбе, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности;
  • подопечный - гражданин, в отношении которого установлены опека и попечительство;
  • недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • не полностью дееспособный гражданин - несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объёме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21, 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Семейным законодательством предусмотрено обязательное прохождение психолого-педагогической и правовой подготовки граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (ст.ст. 127, 146 Семейного кодекса Российской Федерации).

В Жуковском муниципальном округе осуществляет подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей: МБУ ДО Жуковский ЦДТ.

Исключение составляют только близкие родственники детей (бабушки, дедушки, братья и сестры), а также граждане, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и граждане, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).

Школа приемных родителей - это уникальное мероприятие, где граждане - кандидаты в приемные родители, с помощью специалистов постигают тонкости и особенности в общении с детьми, учатся успешно преодолевать сложные и конфликтные ситуации, узнают много нового и полезного о воспитании детей, а также, что особенно важно - знакомятся друг с другом, понимают, что со своими проблемами они, отнюдь, не одиноки, что есть люди, всегда готовые оказать помощь и поддержку.

Программа Школы приемных родителей включает основы педагогических и психологических знаний, необходимые для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, развитие коммуникативных навыков. Особенное внимание уделяется возрастным особенностям детей, кризисным периодам в жизни приемного ребенка, дальнейшему развитию и адаптации ребенка, подвергшегося жестокому обращению. Изучаются основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.

Подготовка граждан осуществляется по очной форме. Занятия позволяют не только дать определенные знания, но и сформировать необходимые родителям умения и навыки. Тренинговая методика включает ролевые и имитационные игры, мозговой штурм, дискуссии в небольших группах, творческие работы, самоанализ.

Результатом работы Школы в Жуковском муниципальном округе является также формирование сообщества приемных родителей, что позитивно сказывается на отношениях между родителями, сотрудничестве, обмене опытом.

Основными задачами, стоящими перед Школой приемных родителей, являются:

  • дать приемным родителям знания в области педагогики и психологии, необходимые для успешного воспитания и развития приемного ребенка;
  • создание сообщества приемных родителей на территории района;
  • эмоциональная и психологическая поддержка приемных родителей;
  • индивидуальное консультирование по психолого-педагогическим и юридическим проблемам.

По окончании подготовки гражданину выдается Свидетельство о прохождении подготовки по форме, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623.

Школа приемных родителей необходима в воспитании, как приемных, так и кровных детей, школа позволяет почувствовать, что ты не одинок в своих проблемах, школа научит не только слушать, но и слышать ребятишек, находить выход из конфликтов, видеть ребенка с внутренней стороны.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie