Горка Параскевы Пятницы

В середине XVIII века, дед поэта, Николай Андреевич Тютчев, приобрел значительную часть села Овстуг, деревянная Пятницкая церковь оказалась на его территории. Замечательная по своей древности постройка существовала, ещё в XVI веке и строилась в период возникновения самого села. Точная дата постройки Пятницкой церкви не известна. Первые сведения о ней, как пострадавшей в смутное время, относится к первой четверти XVII века, в писцовых книгах Брянского уезда за 1626 год.
С Пятницкой церковью связано такое важное для рода Тютчевых событие, как рождение отца поэта, зафиксированное в Метрической книге Пятницкой церкви села Овстуг Брянского уезда за 1776 год. В записи в части о родившихся под №11 акт следующего содержания: тысяча семьсот семьдесят шестого года ноября 13 числа села Овстуга у помещика Николая Тютчева родился сын Иван. В этой церкви и крестили Ивана Николаевича.
В переписке Тютчевых, относящихся к тому периоду, когда усадьбу посещал поэт, неоднократно встречаются упоминание о Пятницкой церкви, находящейся неподалеку от нее роще, о том, что этот храм наряду с Успенским поэт и его родные также посещали.
Уже после смерти поэта, когда в усадьбу приехал его сын, Иван Федорович, он сообщил в письме от 30 августа 1873 года: « …после чая ходили с матерью и Мамаевым осматривать…старую церковь, поправленную заново, часовню на кладбище, тоже исправленную…».
Холм, на котором стояла церковь, высокий шпиль ее колокольни являлись главным визуальным ориентиром при подъезде к селу. Маленький древний храм парил над парком усадьбы Тютчевых. Документы советского времени, свидетельствуют, что 1919 году церковь Параскевы была взята на учет. Когда произошло закрытие Пятницкого храма так же, как и его разборка, не известно.
Церковь была возведена в честь святой великомученицы Параскевы-Пятницы.
В царствование гонителя Христова Диоклетиана в городе Иконии у благочестивых родителей - христиан возрастала красивая девица, по имени Параскева. После того, как родители отошли в вечность, Параскева начала распоряжаться унаследованным от родителей имением согласно евангельским заветам: одевала нагих, кормила алчущих. Всех же искавших ее руки она отвергала и всей душой прилепилась к небесному Жениху, Господу Спасителю. Этим и навлекла на себя ненависть со стороны язычников.
Параскеву бросили в темницу и донесли на нее Диоклетианову военачальнику. При всех уговорах военачальника Параскева хранила молчание, рассвирепевший мучитель подверг ее страшным мукам. Язычник думал, что она склонится к отречению веры и приказал жрецам отвести ее в храм римских богов. Параскева обратилась мысленно к Богу. Параскеву военачальник подверг жесточайшим мукам, потом приказал казнить мечом.
По мнению этих исследователей, образ «святой Пятницы», в сознании народа смешался с образом Мокоши, священным днём которой, якобы была пятница (этот день недели посвящался женским божествам у европейских народов, перенявших семидневную неделю из римской традиции, где пятница была посвящена планете Венере).