Водяная мельница

Мельница на протяжении многих веков была важнейшим элементом крестьянского хозяйства. Именно здесь собранное зерно перемалывалось в муку, из которой затем пекли хлеб. Возможно, производимое ею превращение одного вещества в другое, использование силы стихий (воды, ветра), а также постоянный шум - все это определило отношение к мельнице как к «плохому» месту, где обитают мифологические персонажи.
Верили, что под мельничным колесом живет водяной, на мельнице русалка моет волосы, на столбах разрушенной мельницы сидят черти, а на крыше - вампир.
Специфическое расположение мельниц, водяных - на реке, пруду или другом водоеме, а ветряных - на высоком месте, но в любом случае - в отдалении от поселения, породило веру в связь мельника с нечистой силой: духами воды и теми, которые заведуют ветрами. Крестьяне были уверены, что мельнику в работе помогает нечистая сила, что хозяева водяных мельниц вступают в договор с водяным, а работающие на ветряных мельницах - с лешим. Договор поддерживался постоянными жертвоприношениями. Обычной жертвой были продукты, связанные с мельничной работой: крошки хлеба, часть муки или зерна из каждого мешка.
Части мельницы (колесо, жернова, конек, камень) использовались в различных ритуалах. Так, уберечь скотину от падежа при эпидемии можно, зарыв в воротах украденную в полночь задвижку мельничной запруды. Вращающееся колесо мельницы способно повернуть ход болезни, поэтому, например, на него выливают воду, которой обмыли больного.
По поверьям, около плотин водяных мельниц водилось много рыбы. Вместе с тем, рыбачить здесь опасались, полагая, что в виде налима или щуки можно вытащить самого водяного, а то и он сам может откусить палец или утянуть рыбака на дно. Верили также, что как ни лови у плотины, ничего не поймаешь, поскольку водяной из вредности отведет рыбу.
С мельницей были связаны некоторые принятые в традиции запреты. Так, на мельнице запрещено было ругаться и брать что-либо без спроса. Крестьяне считали, что зависть к богатству мельника могла послужить причиной нарушения мельничной плотины. Завистнику стоило лишь бросить в воду около мельницы какой-либо предмет, который, согласно традиционным представлениям, был опасен для мельничного хозяйства. К таковым относились, например, свиное рыло, овечья кость, наполненная ртутью.
На месте, где прежде стояла мельница, никогда не ставили жилой дом, так как, по поверьям, здесь не станет вестись скот. Да и остатки от мельницы никогда не использовали в качестве материала для построек, за исключением свинарников, поскольку мельничные бесы боятся свиней.
Ещё в начале XX века на территории Овстугской волости действовало несколько десятков мельниц, преимущественно ветряных. С развитием технологий, появлением электричества, нужда в ручном труде мельника отпала, так как за него большую часть работы выполнял привод, который упростил работу труженикам села.
К 200-летнему юбилею Ф.И. Тютчева по старым чертежам были восстановлены водяная и ветряная мельницы, которые сегодня являются единственными из полностью сохранившихся сооружений этого типа и входят в музейный комплекс. Остальные аутентичные мельницы, признанные на территории Брянской области объектами культурного наследия, к огромному сожалению утрачены.
Ветряную мельницу в Овстуге при поддержке ПАО «МТС» восстановили в 2020 г., а водяную мельницу обновили в 2021 г. при поддержке гранта Российского фонда культуры. Сегодня внутри строения водяной мельницы работает музейная экспозиция, посвящённая деревенскому быту и роли мельниц в сельскохозяйственной культуре России.