Жуковский округ
Официальный сайт Жуковского муниципального округа Брянской области

Благовещенская гора. Детинец Вщижа

с.Вщиж, Жуковский округ, Брянская область Карта на сайте Яндекса
Благовещенская гора. Детинец Вщижа.
Благовещенская гора. Детинец Вщижа

В непосредственной близости от детинца Вщижа на высоком правом берегу реки Десны расположена Благовещенская гора - древнее городище, полностью (на площади 550 кв.м) исследованное советским археологом и историком Б.А.Рыбаковым в 1948-1949 гг., на котором в раннем железном веке располагалось святилище древних балтов - предшественников славян в Подесенье.

В результате исследований было установлено, что внешне святилище выглядело как настоящая крепость: глубокий и очень широкий ров шириной 18 м, высокий подковообразный вал и деревянные стены по верхнему краю площадки. Высота от подошвы - 10-17 м. Диаметр округлой площадки был примерно около 60 м.

Вдоль всего вала было выстроено длинное, изогнутое по форме вала сооружение. Внутри его были сделаны сплошные земляные скамьи-лежанки во всю длину, на которых могли усесться 200-250 человек.

На расстоянии 5-6 м от длинного дома были глубоко врыты в землю на глубину более метра вертикальные столбы, расположенные, как и дом, полукругом. Это идолы. Во время раскопок их было обнаружено 5, а всего их могло быть 10-12.

Около идолов, у самого подножья, найдены небольшие глиняные сосудики, а у идолов, расположенных в центре, у входа, обнаружены бронзовые гривны с литейными заусеницами. Очевидно, они украшали деревянных идолиц или подносились им.

Кроме этого, археологами были обнаружены зола, угли, кости животных, большие сосуды (возможно для пива), небольшие кубки, ножи и обилие так называемых «рогатых кирпичей» - подставок для вертелов. Всё найденное здесь предназначено именно для пиров и является их следами.

Перед лицом идолов мог быть помост - жертвенник, на котором часто и подолгу горел огонь, и происходила разделка жертвенных туш. Обильные следы костров свидетельствуют о поджаривании мяса на многочисленных вертелах.

Около этих идолов сделана самая замечательная находка Благовещенской горы - горловина огромного толстостенного глиняного сосуда в виде головы медведя с широко развёрстой пастью.

Рыбаков установил, что славяно-балтское языческое святилище (капище), посвящено, вероятно, женскому культу Богини-Матери Лады. Лада - богиня земли и плодородия, красоты, любви, покровительница семейных союзов, поддерживающая лад и мир в доме. Капище Лады было ориентировано по сторонам света. По сути это древняя обсерватория.

В православный период (XI - XIII века) на этом святилища было кладбище с деревянной церковью, ныне установлен памятный знак в форме креста. По легенде, церковь эта ушла под землю. И тот, кто находится на Благовещенской горе, может теперь услышать звон колоколов, если приложит ухо к земле.

Чтобы дойти до Благовещенской горки нужно спуститься в высокого холма, где был детинец, вниз к ручью. Перейдя через ручей, подняться на следующий холм.

Посад древнего Вщижа изучен хуже детинца и его внутренняя планировка не выяснена. Предполагают, что центром посада был храм с небольшим кладбищем в ограде.

Строилась церковь, по-видимому, в связи с выходом замуж Марии, дочери Андрея Боголюбского, в 1160 г. за вщижского князя Святослава Владимировича, племянника черниговского великого князя. С 1156 по 1167 Вщиж упоминается как местопребывание Святослава Владимировича. Последний в 1161 г. с помощью великого князя Андрея Боголюбского выдержал пятинедельную осаду войска восьми дружин черниговских, киевских, смоленских и полоцких князей под предводительством Святослава Олеговича Черниговского. В результате усобицы, последовавшей за смертью Святослава Владимировича в 1167 г., во Вщиже вокняжил сын киевского князя Святослава Всеволодовича, вероятно, Олег. Кто потом владел Вщижем - неизвестно, так как летописная история Вщижа ограничена временем от 1142 до 1167 года, после которого Вщиж исчезает со страниц летописей.

Храм во Вщиже был выстроен из плинфы. Храм был одноглавый, высокий, окруженный наружной арочной галереей с 12 пилонами-колоннами. Интерьер украшали росписи, сохранявшиеся в нижних частях стен до нач. XIX в. Видимо, здесь решили биться с ордынскими войсками, здесь же приняли и последний бой.

Первые раскопки на месте храма начались в 1820-е гг. владельцем Вщижа помещиком М.Н. Зиновьевым. Он произвел раскопку кургана, в котором была скрыта церковь, и нашел много церковных, бытовых и военных предметов. В 1840-х годах В.М.Зиновьева-Фомина произвела раскопки снова. Были найдены остатки кирпичной церкви. Во внутренности его были видны еще основания столпов, подпиравших своды храма и отделявших от него алтарь; амвон каменный; пол настлан из кирпича, залитого известью. В алтаре еще сохранился престол, сложенный из кирпича. Повсюду присутствовали следы пожара, уголь и оплавленный металл. У дверей здания обнаружили множество человеческих скелетов, что подтвердило предположение о гибели города во время монгольского нашествия.

В результате исследований храма, выполненных в течение 1840-1844 годов, был обнаружен целый ряд уникальных предметов богатой церковной утвари.

Особенный интерес представляют найденные на развалинах храма два бронзовых подсвечника, паникадило, часть осветительного устройства - хороса, две великолепные бронзовые арки, на которых выполнен ажурный орнамент из переплетающихся жгутов с медальонами, с изображением волшебных птиц.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie