Первое упоминание
Там, где Ветьма впадает в Десну, на высоком левом берегу раскинулся город Жуковка, центр Жуковского района.
Там, где Ветьма впадает в Десну, на высоком левом берегу раскинулся город Жуковка, центр Жуковского района.
Заселена территория района в далеком прошлом. Началось заселение преимущественно с низовьев Десны.
В 9 - 10 веках возникло поселение небольшого удельного княжества - Вщиж, подчиненное черниговским князьям, расположенное на правом берегу Десны в 50 километрах от Брянска. Княжил во Вщиже один из сыновей киевского князя Владимира. Первое летописное упоминание Вщижа относится к 1142 году. Но 750 лет назад богатое княжество было уничтожено ордами Батыя. Вщиж исчез бесследно. Ни развалин, ни пепелищ, ни намека на некогда бурлящую здесь жизнь. Подлинное открытие Вщижа осуществил Н.М. Карамзин. В 16 главе “Истории государства Российского” он изложил знаменательную, поистине романтическую страницу истории Вщижа.
Примерно в 8 километрах по другую сторону Вщижа - село Овстуг, родовое имение Федора Ивановича Тютчева, ставшее теперь прославленным музеем-заповедником. Живописен Овстуг. Давно облюбовал человек это место для жизни. Во времена Киевской Руси Овстуг уже был деревней, входил в состав Вщижского княжества. Овстужане гордятся тем, что их село подарило миру знаменитого поэта-философа, проникновенного певца природы и любви, поэта-патриота, верившего в великое будущее России.
К середине 18 века курский помещик Глаголев приобретает лесной массив в нынешней северо-восточной части района. У речки, поросшей хвощем, возникает село с названием Хвошня. До нас дошло уже измененное название - Фошня. В период Отечественной войны 1812 года в 5 километрах от Фошни по лесным расчищенным дорогам проходили с боями французские войска. Они вели бои с местными партизанами. Еще и сейчас здесь сохранились свыше десятка курганов-могил.
Там, где сейчас расположен г.Жуковка, был сплошной лес. К концу 19 века жуковскими землями владело несколько помещиков. В 1867 году началось строительство железной дороги Орел-Витебск. Организатором строительства был Петр Ионыч Губонин. Для обслуживания дороги, заправки паровозов водой и дровами, Губонин поселил несколько семей и построил для них бараки. Они заготавливали дрова, рыли колодцы и останавливающиеся здесь паровозы заправляли дровами и водой. В 1870 году начинается строительство шоссейной дороги Брянск-Рославль, идущей почти по Екатерининскому большаку. В 1871 году Жуковка приобретает статус “станции” и наносится на карту дорог огромной России. Первым ее начальником был Михаил Иванович Горащенко. В 1879-1880 годах был построен вокзал с буфетом. При станции Жуковка наметились две улицы.
Недалеко от Десны находилась небольшая деревня Красная Слободка. В 1878 году в ней проживало 29 крестьян. Это селение и земли принадлежали ранее дворянскому роду Небольсиных. Рядом находились земли помещика Жукова. Он сплавляет лес, строит лесопильни, доски, брус, шпалы гонит плотами на юг, поезда увозят лес и лесоматериалы. Предприниматели, братья Франциссы и Вельковский, строят на берегу Десны лесопильный завод. В 1878-81 годах началось строительство дороги Жуковка - Людинка (Клетня). Растет количество мелких предприятий, увеличивается число рабочих. Лесопильные заводы растут, как грибы. Лесопромышленник Вельковский строит завод у слияния Ветьмы и Десны. Здесь же строят завод братья Франциссы. Вдоль железной дороги бесконечной вереницей стоят склады лесоматериалов, шпал, дров.
В 1894 году Орловско-Витебская железная дорога была выкуплена государством. Железная дорога активно приобретает пристанционные земли. В этой связи развивается социальная сфера. Развивающимся предприятиям нужны были грамотные рабочие, техники. С этой целью с 1 октября 1896 года в Жуковке начала работу земская начальная школа. В 1896 году открывается храм Александра Невского. Эта церковь была приписана к Николаевскому храму деревни Фошни. Храм был расположен по тем временам на окраине деревни Жуковки. Сейчас на этом месте разбит сквер и на южной стороне бывшего храма расположен сбербанк. Здесь, по версии ученых, в том числе и Брянских, похоронены известные люди, в том числе и П.И.Губонин.
По документам “Брянской земской управы” население Жуковки превысило 600 человек. Кроме завода, в поселке были паровые мельницы Ф.И.Жуковского, четыре хлебопекарни, три трактира, 13 торговых точек и множество мелких предприятий, артелей, лесопильных заводов Вельковского, Франциссов, Ленского и др.
В 1892 году в Жуковке было 83 деревянных дома. Застройка шла стихийно, без всякого плана. Появляются земские и государственные организации и учреждения. В это время Жуковка грузит 2.5 млн. пудов лесоматериалов и изделий. Станция Олсуфьево - до 300 тысяч пудов лесоматериалов, доставляемых ей находящимся здесь лесопильным заводом.
Начало века ознаменовалось тем, что в Жуковке строится железнодорожная школа. В 1907-10 годах открывается 3-х классное училище, появилась в поселке почтово-телеграфная контора, ветеринарный участок. В Жуковке проводились 3-х дневные ярмарки с 30 августа и с 1 октября и однодневные - с 8 июля и с 28 октября.
В 1913 году по инициативе главного врача Брянского рельсопрокатного завода Н.А.Михайлова общество Брянских врачей ходатайствует перед Орловским губернским собранием об открытии в Жуковке противотуберкулезного санатория. Уже в 1914 году санаторий начал свою деятельность. Он был оборудован по последнему слову техники того времени. Санаторий имел собственную лабораторию, дезинфекционные приспособления, водоснабжение и канализацию. Заведовать санаторием пригласили госпитального врача клиники Московского университета, опытнейшего врача по лечению туберкулеза Е.В.Гольденвейзера. В годы первой мировой войны санаторий был переоборудован под военный госпиталь.
1 октября 1929 года Жуковка стала районным центром в связи с ликвидацией по Постановлению ВЦИК от 14 января 1929 года губернского, уездного и волостного деления в России и переходом на окружное и реальное.
Тогда наш район вошел в Брянский округ Западной области с центром в городе Смоленске. В Западную область с 14 января 1929 года по 27 сентября 1937 года входили бывшая Смоленская, Брянская, Калужская и часть Тверской губернии. До 1930 года в этой области существовали Брянский и Клинцовский округа. За несколько месяцев до этого события для ознакомления населения с новым административным делением на станцию Жуковка прибыл агитвагон из Брянска. Агитвагон был оборудован экспонатами Новозыбковской и Брасовской сельскохозяйственных опытных станций, которые знакомили посетителей с особенностями новых районов Западной области. Посетителям была открыта выставка сельскохозяйственного оборудования, литература. При вагоне действовала кинопередвижка. Агитвагон сопровождали агроном и политработник, которые выступали с лекциями и докладами, отвечали на вопросы жителей. Кроме того, в бригаду агитвагона входил инспектор губисполкома, который принимал прошения и жалобы от населения.
Как свидетельствует книга “Административно-территориальное деление Брянского края за 1916-1985 годы” в состав Жуковского района 1 октября 1929 года вошли 24 сельских Совета.
В 1922 году из 39 промышленных предприятий Жуковки действовало лишь 29. На них было занято всего 247 человек. В то время в Жуковке проживало 2390 человек. Жуковский обозный завод тогда находился на консервации. На нем было занято лишь 17 человек. Снят с консервации завод был лишь в сентябре 1925 года.
В 1927-1928 годах, за год до образования Жуковского района, в Жуковской волости уже работало более сотни предприятий мелкой и кустарной промышленности. Население было занято на производстве кирпича, обработке металла, кузнечном производстве, в машиностроении, в мукомольной и крупяной отрасли, в хлебопечении. Работал лесопильный завод №6, переданный губжилсоюзу, шпалопропиточный завод, Олсуфьевский лесопильный завод лесобумспичпрома.
Накануне образования Жуковского района на территории Жуковской волости действовало несколько здравниц. Это Жуковский противотуберкулезный санаторий, основанный в 1914 году по ходатайству Брянского общества врачей и главного врача Брянского рельсопрокатного завода Н.А.Михайлова. Знаменитого Дома отдыха “Жуковский” (ныне санатория “Жуковский”) в год образования нашего района еще не было. Он был основан позже, в 1935 году.
После образования Жуковского района исполком решал вопросы хозяйственного строительства, коллективизации сельского хозяйства, культуры, медицинского обслуживания населения. Организовывались первые колхозы и совхозы. В деревне Матреновке была организована “Первомайская Матреновская сельхозкоммуна”, которая в 1934 году вошла в колхоз “Красный Муравей”.
Никольская Слобода стала центром сначала коммуны, а потом совхоза “Коммунар”. Гостиловка была отделением совхоза. Этот совхоз стал одним из передовых хозяйств района.
По сведениям Большой советской энциклопедии в 1930 году в Жуковке проживало 4010 человек. На обозостроительном заводе работало 495 рабочих, на шпалопропиточном -72, на Ржаницком лесопильном - 33, на Лелятинском - 64 рабочих.
Росла и благоустраивалась Жуковка. 31 октября 1931 года ВЦИК постановил отнести Жуковку к категории рабочих поселков.
Во второй пятилетке вступает в строй леспромхоз, фабрика стандартного домостроения. В Жуковке в 1935 году действовала планерная станция с тремя планерами, была своя футбольная команда “Металлист”, занявшая в 1937 году второе место в Западной области. Рабочий поселок был радиофицирован.
…В августе 1941 года части 258-й стрелковой дивизии Брянского фронта заняли оборону на левом берегу Десны у деревни Вышковичи. Вскоре здесь завязались ожесточенные бои. Особенно отличились в них бойцы 2-го батальона 999-го стрелкового полка: за неделю они подбили 12 вражеских танков и бронетранспортеров. 2 сентября дивизия перешла в контрнаступление. 999-й полк (командир полковник А. Я. Веденин) занял оборону на шоссе Брянск - Рославль. 11 августа после мощной артподготовки фашисты начали наступление в этом районе. В течение трех недель советские воины держали оборону. За это время воины 999-го полка уничтожили более 50 танков и до 3-х тысяч немецких солдат и офицеров.
Оккупирована Жуковка была в сентябре 1941 года, и с первых же дней ее в районе развернулась партизанская борьба. 20 октября в деревне Поляковка партизаны Жуковского отряда дали свой первый бой с захватчиками. В феврале 1942 года группа партизан под командованием Полякова взорвала поезд на станции Белоглавая. Оставшиеся в живых фашисты выбросили белый флаг.
Партизанский отряд “За Родину” был создан на жуковской земле по инициативе подпольной группы коммунистов станции Белоглавая, возглавил отряд вышедший из окружения политрук И. А. Панасенков. Расположились партизаны в лесу у деревни Козелкин Хутор, и стала она “партизанской столицей”. К весне 1942 года отряд насчитывал около двухсот бойцов. 1 мая были разгромлены вражеские гарнизоны в деревнях Княвичи и Страшевичи, во многих селах была восстановлена советская власть. Не раз фашисты предпринимали крупное наступление против партизан, отвлекая свои силы с фронта. В октябре 1942 года на базе партизанского отряда “За Родину” была сформирована 4-я Клетнянская бригада “За Родину” под командованием И. А. Панасенкова. В январе 1943 года гитлеровцы бросили против партизан несколько дивизий. Бригада с боями прорвалась из окружения и в феврале вернулась в деревню Козелкин Хутор. С декабря 1942 года по август 1943 года партизанская бригада “За Родину” разгромила три немецких штаба, 36 вражеских гарнизонов, взорвала 4 железнодорожных моста, пустила под откос 81 вражеский эшелон, уничтожила более 6 тысяч немецких солдат и офицеров.
Свою злобу немцы срывали на мирных жителях, не щадя ни женщин, ни стариков, ни детей… Деревня Матреновка была партизанской. Фашистские каратели замучили и расстреляли здесь 243 человека. Первой их жертвой стала председатель колхоза М. Соболева: она погибла, спасая от врага колхозный скот. Чуть позже гитлеровцам удалось схватить связную партизанского отряда Д. И. Гапонову. Вместе с патриоткой немцы расстреляли ее родителей, сестру с сыном, брата и его семью. В мае 1943 года каратели устроили массовую облаву, во время которой были схвачены и сожжены более ста жителей деревни. Обезлюднили многие населенные пункты района, немало деревень за активную помощь партизанам были сожжены. Всего за время фашистской оккупации в Жуковском районе было замучено, расстреляно и сожжено свыше 1680 человек, угнано в рабство почти 3 тысячи человек. В боях и сражениях с оккупантами на территории района погибло свыше 4 тысяч человек.
В сентябре 1943 года советские войска полностью освободили Жуковский район от немецких захватчиков, и сразу же началось восстановление разрушенного народного хозяйства.
17 сентября 1943 года последний фашистский солдат покинул Жуковскую землю. Теперь перед населением стояла не менее трудная задача - восстановить разрушенное войной хозяйство. Освобожденный район представлял собой руины. Не было ни одного неповрежденного здания. Понимая, что сил для подъема экономики в районе недостаточно, орловский облисполком 25 ноября 1943 года выделил 80 тысяч рублей на оказание помощи району. Отпущенные деньги в основном предназначались на индивидуальное строительство семьям военнослужащих, партизан, беднейшим семьям, на строительство социальной сферы, восстановление промышленности. Сразу после освобождения была восстановлена система административно-хозяйственного управления. Начинают свою деятельность промысловые артели, промкомбинат, райпотребсоюз, железнодорожная столовая. Уже в октябре 1943 года встал вопрос о возрождении обозного завода.
Нужно было помогать стране, и на передовые позиции в сельском хозяйстве выходят женщины, подростки, старшее поколение. Это был период огромных трудностей. Техника была на фронте, лошадей почти не было, пахали “на себе”, не было семян. Гитлеровцы разорили и разграбили все основные и оборотные средства хозяйств района. Образованные после войны колхозы и сельхозартели были мелкими. В 1946 году образуется Совет по делам колхозов, и до 1953 года он продолжал работу над проектом “Примерного Устава” колхоза. С 1957 года в районе началась реорганизация, “укрупнение”, колхозов и совхозов. В шести колхозах были организованы кирпичные заводы, за сезон они давали до 90 тысяч штук кирпича. С 1946 года в районе действовали две машинно-тракторные станции - Жуковская и МТС им.III Сталинской пятилетки. Идут полным ходом восстановительные работы на Жуковском обозно-механическом заводе. Еще не полностью восстановлено оборудование, но начинается выпуск повозок, сеялок, молотилок, плугов и распашников для сельского хозяйства и для индивидуального пользования.
За четыре года после освобождения района было построено 450 домов, появились новые улицы, восстановлены здания райисполкома, поссовета, двух столовых, сберкассы, трех магазинов, библиотеки. Построен новый клуб, приведены в рабочее состояние средняя школа, детский сад, строится новая больница и амбулатория. Центр поселка отодвигается от железной дороги дальше на восток. Застраиваются ул. Учительская, ул. им. Толстого, К. Маркса, началось строительство домов по двум сторонам ул. им.Ленина, разбивается городской парк, ведется ремонт поселковых дорог. Сделано 63 колодца и отремонтировано 13 старых, заброшенных. Население поселка, учащиеся школ выходили на посадки деревьев и кустарников. Вступил в строй Дом отдыха, строятся пионерские лагеря, возрождается тубсанаторий. В Жуковской больнице работает 11 врачей, 35 медсестер. В районе трудится 56 учителей. В здравницах Жуковки отдыхает до пятисот детей из разных районов области. В 1952 году в Жуковке работали одна средняя и две семилетних школы. В 1953 году в поселке был праздник - открылся районный Дом культуры, начало работать профтехучилище. В январе был пущен новый железнодорожный вокзал. В 1960 году на берегу реки Ветьмы были построены многоэтажные корпуса школы-интерната на 520 мест для детей из самых разных районов нашей области.
30 августа 1962 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочему поселку Жуковка был присвоен статус города.
8 августа 2020 года Жуковский район преобразован в Жуковский муниципальный округ.
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie